Родителям, важно вовремя заметить!

 

КАК ПОНЯТЬ, СЛЫШИТ ЛИ РЕБЕНОК?

Если ребенок до 4 месяцев не реагирует и справа, и слева на звучание погремушкой, колокольчиком (или отмечается нечеткая реакция: то есть, то нет), в возрасте старше 4-х месяцев — не реагирует на звучание хотя бы одной из игрушек или не может найти источник звука, а на втором году жизни — не слышит шепотом произнесенные отдельные слова с 6 метров, то пора к ВРАЧУ-СУРДОЛОГУ. Ведь для вашего малыша важно, чтобы его проблему со слухом заметили как можно раньше. От того, как ребенок слышит, зависит и то, как он будет в дальнейшем развиваться и говорить.

КАК ПОНЯТЬ, ВИДИТ ЛИ РЕБЕНОК?

Уточнить возможности зрительной функции малыша можно также в домашних условиях. Для этого необходимо, чтобы ребенок был в хорошем настроении и не плакал, а в помещении не было слепящих источников света. Вы можете проверить прослеживающие движения глаз ребенка.

Если ребенок не тянется к ним, а в ситуации бодрствования не обращает внимания на мелкие предметы и детали игрушек, это может быть одним из признаков неблагополучия в его зрительной сфере. В данном случае необходима дифференциальная диагностика и консультация ВРАЧА-ОФТАЛЬМОЛОГА.

КАК ПОНЯТЬ, НЕ ОТСТАЕТ ЛИ РЕБЕНОК В РАЗВИТИИ ОБЩИХ ДВИЖЕНИЙ?

Понаблюдайте, может ли ваш ребенок:

к 4 неделям — удерживать голову в положении на животе;
к концу 3-го месяца — лежать на животе, выгибая спину и опираясь на предплечья;
к 3-4 месяцам — исчез ли повышенный тонус в мышцах;
к 6 месяцам — может ли ребенок свободно переворачиваться со спины на живот и с живота на спину;
к 7 месяцам -ползает (много, быстро, в разных направлениях);
к 8 месяцам — может ли сам садиться, сидеть и ложиться, может сам встать, стоять, опускаться, придерживаясь руками за барьер, переступать, держась за барьер;
к 12 месяцам — стоит самостоятельно, делает первые шаги;
к 1 году 3 месяцам — может свободно пройти 20 шагов;
к 1 году 6 месяцам — может свободно бегать;
к 1 году 9 месяцам — может свободно ударить по мячу без поддержки за руки.
При отсутствии этих умений мы советуем вам посетить ДЕТСКОГО НЕВРОЛОГА.

Есть повод для беспокойства, если:

ваш малыш к 8 месяцам не делает даже слабых попыток ползти, не приподнимается на ручках, не пробует двигаться вперед, а лежит, какие бы вы ему игрушки ни предложили;
если кроха остановился на раскачивании на четвереньках и никак не может перейти к следующему этапу — удерживая живот, сделать хотя бы несколько движений вперед (или назад);
если ваш малыш после многократных попыток ползти делает это как-то странно: на спине, по-пластунски, боком, совсем не поднимаясь на ручках.
КАК ПОНЯТЬ, НЕ ОТСТАЕТ ЛИ РЕБЕНОК В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ?

Внимательно наблюдайте за своим малышом, стараясь оценить его речевые возможности:

в 2-4 месяца появляется гуление;
в 5-8 месяцев ? лепет (важно обратить внимание, много или мало у него слогов лепета, есть ли в нем разные интонации);
в 10 месяцев ? подражание новым слогам, которые слышит ребенок;
в 1 год ? первые слова-обозначения;
в 1 год 6 месяцев ? подражает взрослому, произнося простые слова;
2 года ? в общении со взрослым использует фразу из 2-3 слов.
КАК РАСПОЗНАТЬ ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ?

Важно знать первые признаки эмоционально-личностного неблагополучия:

выраженное нарушение тонуса;
трудность зрительного контакта («скользкий взгляд»);
закрывание ушей и закрепление при этом стереотипов (т.е. ребенок делает это достаточно часто в определенной обстановке);
закрывание глаз;
сильная реакция на какой-либо предмет, действие;
ранняя тактильная непереносимость (малыш не любит, когда до него дотрагиваются);
отсутствие исследовательской активности {не изучает предметы, нет вопроса «почему?»);
длительное наблюдение за движущимися предметами;
ребенок не стремится навстречу, когда к нему наклоняется кто-либо:
сверхсерьезность;
не развиваются привязанности (например, к маме) или наблюдается сверхпривязанность;
отсутствует эмоциональное заражение;
самоагрессия (ребенок причиняет себе боль, например, кусает себя); отсутствие указательного жеста и трудности его формирования;
отсутствие подражания;
слова не привязывает к ситуации;
ребенка сложно организовать на какую-либо деятельность.